Прогулка по Нижнему и Верхнему парку

Во второй части рассказа о дворцово-парковом ансамбле Петергофа речь пойдёт о восточной и западной части Нижнего парка, а также о Верхнем саде. В тексте будут как обычно приведены небольшие исторические справки о том или ином сооружении на территории парков. Но сразу оговорюсь, что практически все они были сильно разрушены или даже уничтожены во время Великой Отечественной войны. Так что всё увиденное является уже хорошей реставрацией или полностью восстановленным руками послевонных мастеров по первоначальным чертежам архитекторов-создателей.


Первый фонтан, который мне попался по дороге в западную часть Нижнего парка, оказался так называемый фонтан «Китовый»:


Один из двух парных фонтанов — «Ева» (второй — «Адам») — расположен на оси Марлинской аллеи, главной аллеи парка, идущей параллельно морскому берегу. Оба фонтана являются композиционными и смысловыми доминантами соответствующих частей парка и размещаются практически в их центральных точках. Вокруг них образованы небольшие площади с расходящимися лучами больших и малых аллей. Композицию площадок у фонтанов дополняют трельяжные беседки.

В глубине косой аллеи, ведущей от Больших партеров (около Большого каскада) на северо-запад, на берегу моря стоит двухэтажная постройка — первый в России Эрмитаж.

Над входом в него — балкон на дубовых резных кронштейнах с металлической решеткой сложного рисунка.

Здание, сооруженное в 1721-1725 годах по проекту архитектора И.Браунштейна, стоит на стилобате, окруженном глубоким рвом, через который перекинут небольшой мост.


В парке можно встретить практически ручных белок.

Отправимся дальше ко дворцу Марли вдоль набережной.


Причал для Метеоров — вид со стороны:


Самую западную часть Нижнего парка занимает Марлинский сад, разделённый Большим (Марлинским) прудом на Сад Бахуса (расположен к югу от пруда) и Сад Венеры (расположен с северной стороны, ближе к морю).

Сады закладывались одновременно со строительством дворца Марли и имели утилитарное значение. В саду Венеры выращивали фрукты для придворных трапез. Название сада Бахуса прозрачно: при Петре I здесь пробовали выращивать виноград, но неудачно.


Сад Венеры защищён от ветров со стороны Балтики земляным валом, насыпанным при закладке прудов.

С земляного вала в сад Венеры можно спуститься по величественной старинной лестнице.



Дворец Марли получил своё имя в память о посещении Петром I в 1717 году резиденции французских королей в Марли-ле-Руа под Парижем. Дворец был сооружён одновременно с закладкой Марлинских прудов по проекту Иоганна Браунштейна в 1720-1723 годах.

Первоначально здание планировалось одноэтажным. В процессе постройки по распоряжению Петра I в проект внесли изменения, и дворец приобрёл второй этаж, что придало пропорциям дворца уравновешенность и законченность (в объёме дворец — чётко выявленный куб).


С восточной стороны от дворца Марли расположен Марлинский, а с западной — Секторальные пруды. Их предназначение было не только декоративным: в прудах содержалась рыба к царскому столу, привезённая из различных уголков России, а с 1724 года её здесь стали разводить.

В 1724 году возле дворца «Марли», на аллее вдоль водоёма, предполагалось соорудить четыре фонтана на сюжеты басен Эзопа. Однако замысел не был осуществлен, и на подготовленные места из арок грота Большого каскада перенесли фигуры четырех «Тритонов», выполненных в 1721 году из бронзы по рисунку архитектора И.Ф.Браунштейна. Деревянные чаши с трубочками, из которых била вода над головами «Тритонов», в конце XVIII века заменили плоскими дисками с выходом водовода в центре. Вытекающая под малым напором вода образовывает подобие колокола. С тех пор фонтаны стали называться «Клошами», что в переводе с французского означает «колокола».

Один из двух Менажерных фонтанов в саду Бахуса:

Каскад «Золотая гора» расположен также недалеко от дворца «Марли». 14-метровой каскад со статуей Нептуна на верхней стене был разработан архитектором Н.Микетти по подробнейшим указаниям Петра I. Завершил строительство каскада архитектор М.Земцов в 1732 году, который добавил скульптуру на аттике и в бассейне, а под ступенями навесил медные золоченые листы, создававшие игру света сквозь зеркало падающей воды. С этого времени каскад стал именоваться «Золотым».

В годы войны каскад сильно пострадал, однако почти вся скульптура была спасена. Послевоенная реставрация вернула каскаду его исторически сложившийся облик.


А я тем временем отправился в восточную часть Нижнего парка.

Здесь находятся два одинаковых 10-метровых «Римских фонтана».

Фонтаны называются «Римскими», так как их внешний облик скопирован с двух фонтанов, установленных в Риме, на площади перед собором Святого Петра. Фонтаны появились в парке в 1739 году и были выполнены первоначально из дерева с обшитыми свинцом чашами по проекту архитекторов И.Бланка и И.Давыдова. В конце XVIII века обветшавшие «Римские фонтаны» были перестроены из кирпича и гранита с мраморной облицовкой. Украшения из дерева заменены на свинцовые.

В 1722-1725 годах архитекторы И.Браунштейн и М.Земцов, в также скульптор К.Оснер возвели в восточной части Нижнего парка здание Большой оранжереи. Позднее, в 1770 году, оно было расширено по проекту И.Яковлева. Здесь выращивались и хранились в зимнее время южные экзотические растения и цветы.

В центра сада во дворе оранжереи находится фонтан «Оранжерейный», созданный в 1726 году по проекту Т.Усова.

К сожалению, знакомство с восточной частью Нижнего парка получилось довольно беглым, так как я вскоре отправился в Верхний сад — он примыкает к Большому дворцу к юга и вход туда бесплатен, в отличие от Нижнего парка.

Но и площадь сада, разбитого при Петре I, намного меньше чем площадь Нижнего парка — 15 гектаров против 102 гектаров.

В Верхнем саду также намного меньше туристов, поэтому тот, кто устал от шума и толп, может спокойно здесь отдохнуть или прогуляться в тишине.

Фонтан «Дубовый» (1734 год) считается первым фонтаном Верхнего сада. В центре композиции находился свинцовый дуб — отсюда и название. Сейчас в центре круглого бассейна установлена скульптура «Амур, надевающий маску»:

Большой Петергофский дворец со стороны Верхнего сада:

Постройка дворцовой церкви святых была начата в 1747 году и освящена была во имя святых апостолов Петра и Павла 9 сентября 1751 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.

Церковь устроена во втором этаже правого дворцового флигеля, с пятью красивыми вызолочеными куполами.

Фонтан «Нептун» (1736 год) является композиционным центром Верхнего сада. Вначале в центральном бассейне Верхнего сада поместили скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова». Скульптуры были отлиты из свинца и позолочены. После неоднократных реставраций «Телегу Нептунову» в конце XVIII века всё же пришлось снять.

Вместо неё установили новую группу — «Нептун», сохраняющуюся и поныне. Она установлена в центре большого прямоугольного пруда на высоком гранитном пьедестале, украшенном четырьмя фонтанирующими маскаронами.

Фонтан «Межеумный» (1738 год) находится около главного входа в Верхний сад.

В центре круглого бассейна — крылатый дракон, вокруг него четыре фонтанирующих дельфина. Название фонтана «Межеумный», или «Неопределенный», отражает историю многократных смен скульптурного декора.

В дождь или жару можно отдохнуть в Трельяжной беседке:

Многие начинают своё знакомство с парками Петергофа именно с Верхнего сада, куда как раз вход бесплатен. Но а я же заканчиваю свой рассказ о визите в Петергоф последним взглядом на Большой дворец от главного входа в Верхний сад.

Обратно в Питер я уже ехал на электричке (они ходят достаточно часто), заплатив за проезд всего 50 рублей, что в 12 раз дешевле билета на Метеор, на котором я добирался до Петергофа.

июль 2012

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *