Екатерининский парк в Царском Селе

Большой Екатерининский дворец расположился в одноимённом парке. Екатерининский парк состоит из двух основных частей: регулярного Английского сада и Пейзажного парка. Посреди всего этого разбросаны многочисленные постройки и скульптуры. Продолжим прогулку по Царскому Селу.


В летнее время, чтобы попасть в парк, необходимо купить в кассе билет за 100 рублей. При входе можно ознакомиться с картой и основными достопримечательностями:

Территория парка довольно велика — его площадь чуть более ста гектаров. Поэтому при совместном осмотре дворца и прогулке по парку необходимо отводить целый день.

Здесь можно встретить большое количество скульптур:

Вплотную к Екатерининскому дворцу примыкает Камеронова галерея. Она была изначально построена в 1784-1787 годах по проекту архитектора Ч.Камерона по задумке Екатерины II для прогулок.

Камеронова галерея расположена на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка. По высоте Камеронова галерея совпадает с Екатерининским дворцом, но из-за того, что она стоит на пологом склоне, высота её нижнего этажа по мере удаления от дворца значительно возрастает за счет постепенного повышения цоколя.

Нижний этаж служит основанием колоннады второго яруса, состоящей из 44 белых каннелированных колонн с ионическими капителями. Увеличенные оконные проемы остекленного зала в центральной части второго этажа здания придают прозрачность.

Во внутреннем дворе галереи расположен Фрейлинский сад.





Очередная группа азиатских туристов фотографируется на фоне дворца:

Павильон «Верхняя ванна» расположен на берегу Зеркального пруда. В XVIII веке Верхнюю ванну называли «Мыльня их высочеств». Она была построена в 1777-1779 годах архитекторами В.И. и И.В. Неёловыми в стиле раннего классицизма. До середины XIX века Верхняя ванна сохраняла свое первоначальное назначение и состояла из шести помещений: сеней, раздевальни, ванны, бани (парильни), помещения истопника (водогрейной) и центрального восьмигранного зала для отдыха. В настоящее время павильон используется для размещения временных выставок.

С этой возвышенности хорошо видна часть пейзажного английского парка:



Скульптурная аллегория «Мудрость (Добродетель), попирающая порок»:

Скульптурная аллегория «Патриотизм»:


Через Рыбный канал, впадающий в Большой пруд, перекинут Горбатый мост:

На берегу самого крупного водоёма в парке, да и в городе, — Большого пруда расположен Грот. Он построен в 1753-1757 годах по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли. На заднем плане виднеется Камеронова галерея:

Павильон «Зал на острову» находится, в соответствии с его названием, на острове Большого пруда. Он был построен в конце 1740-х годов по проекту С.И.Чевакинского. В XVIII и начале XIX века павильон, предназначенный для концертов и отдыха катающихся на лодках, изредка использовался для придворных обедов. Для этого рядом с ним была построена небольшая кухня, уничтоженная в начале XX века. В настоящее время в павильоне ведутся реставрационные работы, после завершения которых «Зал на острову» будет использоваться для размещения временных выставок и проведения концертов.

Чесменская колонна поставлена посредине Большого пруда в честь победы русского флота в 1770 году в Чесменском сражении над турецким флотом. Она была сооружена в 1771-1776 годах по проекту архитектора А.Ринальди и скульптора И.Г.Шварца. 22-метровая колонна из олонецкого розового мрамора стоит на четырёхгранном гранитном основании. Ствол колонны завершён аллегорической скульптурой: бронзовый орёл ломает турецкий полумесяц. На противоположном берегу — Турецкая баня.

Один из павильонов Адмиралтейства, выстроенного в голландском стиле в 1773 году по проекту В.И.Неёлова для Екатерины II, возможно, в память о присоединении к России Крымского ханства. Сейчас эти павильоны используются для размещения временных выставок.

Перед Адмиралтейством установлена скульптурная композиция «Ночной дозор» по одноименному полотну Рембрандта. Солдаты больше похожи на мушкетёров:

Возможно, это Д’Артаньян, которому уже до блеска натёрли левую руку:





Еще одна скульптурная композиция воссоздана по картине нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего — «Слепцы»:

Отправимся дальше вокруг Большого пруда. Изредка встречаются скамейки для отдыха.


Турецкая баня — последний построенный павильон Екатерининского парка, был возведён архитектором И.А.Монигетти в 1852 году.

Баня была возведена в память о войне России с Турцией 1828-1829 годов.


Во время прогулки по парку можно встретить необычную постройку — пирамиду. Она была построена в 1770-1772 годах по проекту В.И.Неёлова. В 1774 году разобрана и в 1782-1783 годах отстроена заново Ч.Камероном. По некоторым данным, с противоположной от входа стороны, у подножия Пирамиды, похоронены три любимые собачки Екатерины II: Том Андерсон, Земира и Дюшес. Места погребения были отмечены досками из белого мрамора с высеченными на них эпитафиями, не дошедшими до наших дней.

Верхние пруды, вырытые в начале 1770-х годов в пейзажной части Екатерининского парка, сообщались с Большим прудом. Вода, свободно стекавшая по склону холма в направлении пруда, стала вымывать ложбину, и чтобы предотвратить высыхание Верхних прудов, решено было создать систему плотин на протоке. Этим занялся инженер И.К.Герард.

Сохранился ряд его проектов плотин-каскадов, позволяющих поддерживать в Верхних прудах постоянный уровень воды. В числе осуществлённых — Красный (Турецкий) каскад, представляющий собой плотину с двумя сужающимися кверху «готическими» башенками по сторонам.


Около Большого пруда, находится Мраморный (Палладиев) мост, или Сибирская Мраморная галерея. Он поставлен над узкой протокой, которая соединяет Большой пруд с несколькими прудами, вырытыми в 1769-1770 годах. Мост является копией Мраморного моста из Уилтонского парка в Англии. Постройка фундамента Мраморного моста датируется 1773 годом. Через год, в 1774 году, мост был собран из готовых деталей в Царском Селе мастером В.Тортори.



Вскоре дорога привела меня к так называемому Большому Капризу. Он находится на стыке двух парков: Екатерининского и Александровского. Большой Каприз представляет собой насыпную гору — пандус с аркой, переброшенной над Баболовской дорогой.

Большой Каприз построен в 1772-1774 годах по общему замыслу архитектора А.Ринальди, впоследствии осуществленному В.И.Неёловым при непосредственном руководстве работами инженера И. Герарда.

К сожалению, проход по Капризу был закрыт, поэтому пришлось только оглядеться по сторонам.

Главный арочный проем имеет ширину 5,25 метра и высоту 7 метров.

Китайская беседка, которую ещё называют Скрипучей, строилась с 1778 по 1786 год. Работы по возведению этого нетипичного павильона для парка начались в один момент со строительством Китайской деревни. Руководил постройкой зодчий В.Неёлов, а сам проект разработал архитектор Ю.Фельтен.





Осмотрев Китайскую беседку, отправимся дальше.

Встречаются в парке и безголовые скульптуры:

На самом деле это всё, что осталось от Кухни недалеко от Концертного зала. Кухня была сооружена по проекту Дж.Кваренги в 1785-1786 годах.

Вход в сам Концертный зал бесплатен. Он был построен в 1780-х годах архитектором Д.Кваренги.

Первоначально павильон называли «Храмом Дружбы», но с 1788 года по желанию Екатерины II он стал именоваться «Музыкальным» или «Концертным» залом.

Заглянем внутрь. Интерьеры павильона выполнены в соответствии с канонами строгого классицизма.



И тут можно встретить безголовые скульптуры.

Статуя Нервы — римского императора. Отлит в 1852 году.


Прогулка по Екатерининскому парку мы закончим около фонтана «Девушка с кувшином». Статуя была выполнена в 1816 году известным скульптором П.П.Соколовым на сюжет басни Ж.Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком» и отлита из бронзы в мастерской Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Сейчас бронзовый оригинал «Девушки с кувшином» помещен в фонды музея-заповедника, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 году.

август 2012

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *